понедельник, 18 апреля 2016 г.

Работа тифлопедагога в детском саду

Тифлопедагог дошкольного образовательного учреждения является ведущим специалистом, координирующим коррекционно-педагогическую работу.
    Важнейшая задача, которую тифлопедагог решает на коррекционных занятиях всех видов – формирование у детей навыков социально-адаптивного поведения. Это такое поведение, которое позволяет дошкольнику со зрительной патологией быть адекватным и самостоятельным в различных бытовых и простейших социальных ситуациях, а также в общении со сверстниками и взрослыми.
     Основная цель, которую тифлопедагог ставит перед собой в работе с детьми, - подготовить их к восприятию того материала, который преподносится на общеобразовательных занятиях, к самостоятельному участию в других видах деятельности.
     Коррекционная работа осуществляется в тесной связи с комплексным лечебно-восстановительным процессом на основе максимального сближения медицинских и педагогических средств коррекции.
    Зная особенности патологии органов зрения, будучи знакомыми с принципами воздействия на нее, понимая зрительные возможности ребенка, систематически консультируясь с врачом-офтальмологом, поддерживая в ребенке интерес к лечению, убеждая его в наличии положительного результата, тифлопедагог становится участником возвращения детям возможной полноты зрительных функций.
     В дошкольном учреждении созданы условия для проведения коррекционной работы с детьми с нарушением зрения.
Тифлопедагоги имеют специальную литературу
Специальные приборы для развития компенсаторных способов познания мира и развития сохранных функций
 Пособия по развитию тактильно-кинестетических ощущений, слухового восприятия
 Дидактический материал по развитию зрительного восприятия
 Направления  коррекционно-педагогической работы тифлопедагога:

I.                   Тифлопедагогическое обследование детей.
II.                 Проведение специальных коррекционных занятий с детьми.
III.              Участие в методической работе дошкольного учреждения.
IY.      Работа с родителями детей, посещающих дошкольное учреждение.

Рассмотрим каждое из названных направлений.
 I.                  Тифлопедагогическое обследование детей
    Знакомство тифлопедагога с ребенком начинается с изучения документации (записей, сделанных специалистами ПМПК, направившей ребенка в данное учреждение, общей медицинской и офтальмологической карт). Из этих документов тифлопедагог получает сведения о психическом развитии ребенка, о его соматическом состоянии, об имеющихся заболеваниях, о диагнозе и степени тяжести зрительной патологии. Это позволяет тифлопедагогу составить предварительное представление о ребенке, подготовиться к общению с ним и его родителями.
     Готовность ребенка к обучению, индивидуальные особенности его познавательной деятельности, возможности коррекции и компенсации зрительной недостаточности тифлопедагог определяет  в процессе обследования. Большое значение имеет выявление умений ребенка пользоваться своим нарушенным (или остаточным – у слепых) зрением и уровень развития сохранных анализаторов.
При проведении обследования тифлопедагог имеет возможность увидеть трудности, мешающие ребенку в овладении познавательной деятельностью, проанализировать их причины; выявить особенности поведения ребенка, его отношение к предлагаемым заданиям, его работоспособность. Все  эти данные о ребенке позволяют тифлопедагогу понять, на что опираться в коррекционном обучении, определить степень и характер необходимой ему помощи, наметить основные задачи обучения.
 По данным обследования составляются тифлопедагогические характеристики детей. Информацию, полученную при изучении документации и во время обследования,  тифлопедагог дополняет наблюдениями за детьми во время игр, на общеобразовательных занятиях, на прогулке, в различные режимные моменты их жизни в детском саду. Это необходимо, так как наиболее полными и объективными эти характеристики могут быть в результате длительного наблюдения за детьми в различных видах их деятельности.
 Данные обследования и характеристики фиксируются в индивидуальных тифлопедагогических  картах. В конце учебного года тифлопедагог анализирует и обобщает данные всех проведенных обследований (в начале, середине и конце года). Так он получает возможность проследить динамику развития каждого ребенка в процессе коррекционного обучения.


II.               Проведение  специальных коррекционных занятий с детьми
На  основании  полученных о детях  данных тифлопедагог комплектует  их в подгруппы для коррекционных занятий с учетом возраста,  диагноза зрительного заболевания, остроты зрения, имеющихся сопутствующих заболеваний, уровня познавательной деятельности и выявленных вторичных отклонений в развитии.
С детьми, которые в силу ряда причин в начале учебного года не могут участвовать в общеобразовательных и подгрупповых коррекционных занятиях (например, дети с тяжелой зрительной патологией, сопровождающейся слепотой или глубоким слабовидением; с сопутствующими заболеваниями - такими как ОНР, нарушение опорно-двигательного аппарата и др.), тифлопедагог ежедневно проводит индивидуальные коррекционные занятия по разработанным им  индивидуальным программам обучения. Такая программа предполагает учет тифлопедагогом зоны ближайшего развития ребенка.
Особый вид индивидуальных коррекционных занятий  тифлопедагога – занятия по подготовке детей к проверке остроты зрения, определению характера зрения.
   Занятия по подготовке детей к определению характера зрения на цветотесте
Эти занятия тифлопедагог планирует, опираясь на рекомендации врача-офтальмолога. Тифлопедагог учитывает, какие навыки необходимо сформировать у детей, чтобы они могли успешно действовать на том или ином аппарате. Подобные занятия в ряде случаев тифлопедагог может проводить  и с небольшими подгруппами детей.
       В соответствии с Программами специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1У вида (для слабовидящих детей) (М.,1997г.) тифлопедагог проводит специальные коррекционные занятия следующих видов:
1Развитие зрительного восприятия.
2Развитие осязания и мелкой моторики.
3Ориентировка в пространстве.
4Социально-бытовая ориентировка.

Остановимся коротко на каждом виде коррекционных занятий.

Развитие зрительного восприятия.

   Специальные коррекционные занятия тифлопедагога по развитию зрительного восприятия проводятся по методикам, разработанным Л.П. Григорьевой и С.В. Сташевским; Л.И. Плаксиной; М.Э. Вернадской; И.В. Блинниковой; О.Г. Солнцевой; Л.В. Рудаковой.
 Занятия тифлопедагога по развитию зрительного восприятия у дошкольников с косоглазием и амблиопией теснейшим образом взаимосвязаны с лечебно-восстановительным процессом.
 Так, на каждом этапе лечения ребенка (плеоптическом, ортоптическом, стереоскопическом) на коррекционных занятиях тифлопедагог использует соответствующий дидактический материал, проводит специальные игры и упражнения.
 Плеоптическое лечение (активизация амблиопичного глаза): «Цветок» - выделение цвета, формы, величины предметов и изображений.
Обведение по контуру, через кальку.
Упражнения с мозаикой, бусами
 Ортоптическое  лечение: специальные упражнения по подготовке к лечению на синаптофоре;  упражнения, закрепляющие результаты лечения на этом аппарате (накладывание одного изображения на другое); подбор цветных или контурных изображений к силуэту, точное совмещение их.
 Стереоскопическое лечение: упражнения на зрительное соизмерение величины предметов, определение их удаленности, расстояния между ними («Распредели игрушки по величине», «Разложи по величине геометрические фигуры», «Прокати мяч в ворота», «Набрось кольцо»).
Со слепыми детьми, имеющими остроту зрения 0,01-0,04, тифлопедагог проводит занятия по развитию остаточного зрения: сосредотачивает внимание ребенка на заданном объекте, проводит игры и упражнения на повышение световой и цветовой чувствительности глаза.
 Таким образом, на специальных коррекционных занятиях по развитию зрительного восприятия у детей формируют умение рационально пользоваться нарушенным зрением; получать с его помощью информацию об окружающем; развивать мыслительную деятельность и познавательную активность детей.

Развитие осязательной и мелкой моторики.
   Коррекционная программа по развитию осязания и мелкой моторики (составители: В.З.Денискина и Л.И.Плаксина, 1997г.) рекомендует обязательное включение в каждое коррекционное занятие упражнений для рук.
   Свои действия при осязательном обследовании дети должны научиться сочетать с целенаправленным зрительным восприятием.
   Важнейшим приемом на первых этапах обучения выступают совместные обследующие действия ребенка и тифлопедагога.
     Для укрепления мышц руки, развития силы пальцев тифлопедагог предлагает детям упражнения с использованием различных мячей (массажных, теннисных, матерчатых), резиновых и поролоновых губок, клубков ниток.
 В занятиях по развитию осязательного восприятия и мелкой моторики тифлопедагог включает различные виды предметно-практической деятельности детей (конструирование, лепка, аппликация, пластическое моделирование, работа с бумагой, фольгой, нитями, палочками, мозаикой).
 Ориентировка в пространстве.
Обучение пространственной ориентировке дошкольников с нарушением зрения проводятся по методикам, разработанным Л.А. Семеновым, Л.И.Солнцевой, Е.Н. Подколзиной.
   Основой обучения является формирование у детей целенаправленного зрительного восприятия пространства, а также пространственных признаков и расположения наполняющих его предметов.
4 этапа:
1-ый этап – создание у детей четких представлений о своем теле, о прост- ранственном расположении его частей.
2-ой этап – дать детям представление о том, что собственное тело является точкой отсчета при ориентировке в окружающем пространстве, т.е. «от себя».
3-ий этап – моделирование предметно- пространственных представлений.
4-ый этап – обучение детей ориентировке в пространстве с помощью схем.
   На всех этапах обучения тифлопедагог большое внимание уделяет формированию у детей прочной связи слов, обозначающих пространственные признаки предметов и расположение в пространстве с чувственным восприятием детьми.
  Таким образом, в результате проведенные обучением представления детей об окружающем пространстве расширяются. Дети овладевают навыками свободного самостоятельного ориентирования.

Социально-бытовая ориентировка.
Занятия по социально-бытовой ориентировке проводятся по методикам, разработанным В.З. Денискиной, Е.Н. Подколзиной, Л.И. Плаксиной, Л.А. Дружининой.
   В обучении детей социально-бытовой ориентировке тифлопедагог активно использует сформированные у детей компенсаторные навыки (умения пользоваться нарушенным зрением, получать информацию об окружающем и ориентироваться в пространстве на полисенсорной основе).
   Детей знакомят с предметами ближайшего окружения (мебель, посуда, одежда и т.д.); учат выполнять с ними определенные действия, правильно, т.е. в соответствии с назначением, пользоваться ими; получать также сведения о безопасном пользовании различными предметами домашнего обихода.
   Представления детей расширяются и закрепляются в специально организованных дидактических и сюжетно-ролевых играх, на экскурсиях и в беседах.
   Большое место на специально-коррекционных занятиях тифлопедагога по социально-бытовой ориентировке отводится сюжетно-ролевой игре. В этих играх у детей совершенствуются компенсаторные способы познания окружающего  мира. Тифлопедагог выступает активным участником игры.
    В разделе по социально-бытовой ориентировке  – «Ребенку о нем самом и окружающих людях» тифлопедагог формирует у каждого ребенка адекватные представления о нем самом: о функциональном значении различных органов.

Индивидуальную коррекционную работу тифлопедагог осуществляет не только в специально созданных условиях  своего кабинета, но и, включаясь в общеобразовательные занятия. В этом случае тифлопедагог садится рядом с ребенком, испытывающим трудности, и, используя метод совместного выполнения действий, оказывает ему индивидуальную коррекционную помощь.
Во время прогулки тифлопедагог проводит индивидуальную работу.  
Тифлопедагог на своих занятиях  в рамках общеобразовательного  обучения решает следующие  коррекционные задачи:
- формирование у детей представлений о своих зрительных возможностях и умений пользоваться нарушенным зрением;
- формирование умений  получать  информацию об окружающем мире с помощью всех сохранных анализаторов;
 -обучение детей использованию получаемой полисенсорной  информации в предметно-практической, познавательной и коммуникативной  деятельности, в пространственной ориентировке.

Гимнастика для глаз.
        Обязательным компонентом коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения, является зрительная гимнастика.
        Гимнастика для мышц глаза через каждые 7-10 минут зрительной работы, является эффективным средством для профилактики нарушений зрения. При проведении упражнений для глаз широко используются различные ориентиры (цветные шарики, колпачки, матрешки, колокольчики, флажки и др.).  Для более четкого восприятия упражнений для глаз применяются стихотворные формы словесных подсказок, которые содержат основную цель упражнения – сосредоточение взора на предмете, перевод взора с одного предмета на другой, фиксацию взглядом действий рук, последовательное прослеживание, зрительную ориентировку в окружающем пространстве.
 Подвесные игрушки, рисунки на потолке используются для зрительной гимнастики при сходящемся косоглазии.
III.           Участие в методической работе дошкольного учреждения.
·        Посещение  общеобразовательных занятий.
Общеобразовательные занятия тифлопедагог посещает с целью изучения того, как дети усваивают программный материал, какие трудности испытывают при  этом, как овладевают и как используют приемы познания окружающего мира.
·        Выступление на педагогических  советах.
·        Организация и проведение семинарских занятий.
  Показ тифлопедагогических занятий с детьми.


·        Пропаганда тифлопедагогических знаний.

IY. Работа тифлопедагога с родителями:
1.       Индивидуальное консультирование родителей.      
 Выступление на родительских собраниях.
        


     

Комментариев нет:

Отправить комментарий