понедельник, 18 апреля 2016 г.

Тифлопедагогам для работы со слепыми детьми

Уважаемые коллеги!
Хочу поделиться с вами своей работой со слепым ребенком.
Занятие тифлопедагога (учителя-дефектолога) Панковой О.В. со слабовидящим ребенком
4-5 лет, имеющим зрительный диагноз: ретинопатия недоношенных, VIS OU: 0,04-0,0

«Я Б Л О К О   Д Л Я   Е Ж А»

Задачи:  1.коррекционные задачи: развивать стереогностическое чувство,  тактильные ощущения, учить воспринимать объемные тела в пространстве; концентрировать внимание, память; развивать осязание, коммуникативные навыки, слуховое внимание, наблюдательность зрительных эффектов; формировать зрительно-моторную координацию; продолжать учить работать с пластилином ( прием декорирования лепного образа (яблока) способом растягивания кусочков пластилина);
2. развивать интерес  ребенка к занятию; 
3.способствовать развитию и выразительности речи, обогащению словарного запаса ребенка.

Оборудование:  ежи трех размеров, выполненные из соленого теста; музыкальная погремушка; Дид. пособие «Пройди по клеткам» «ИС Дусима: «Пощупай и угадай», «Определи на ощупь»; зеленый и красный коврики с выпуклыми кругами на них; 2 яблока; колпачки для пальчиковой гимнастики; пластилин; вырезанная фигура яблока на картоне; дощечка для лепки; салфетка.

Ход занятия:

Тифлопедагог:   Дима, сейчас мы с тобой поиграем. Хочешь?   (Да)
Ты закроешь глаза и отгадаешь, где звенит погремушка.
(Ребенок с повязкой на глазах отгадывает: слева, внизу, справа, сзади…)
Тифлопедагог:   Дима, ты очень внимательно слушал. Молодец! Посмотри кто к нам пришел. Кто это? (педагог предлагает ребенку рассмотреть ежа)
Ребенок обследует руками, смотрит.
Тифлопедагог:   А как называют маму ежика? (ежиха)
Тифлопедагог:   Какая она? (колючая, большая). Найди у нее глаза, нос.
Тифлопедагог:   Она в лесу потеряла своего детеныша. Как зовут детеныша у мамы- ежихи? (ежонок)
Тифлопедагог:   А ты знаешь стихотворение про ежонка?
Ребенок:   Не бери ежа с собой,
                    Отпусти его домой.
                    Ежонок даже глупый самый
                    Хочет жить с ежихой мамой.
Тифлопедагог:   А ты хочешь помочь ежихе найти ежонка? Для этого надо переставить эту фишку так, как я тебе скажу.

Дидактическое задание «Пройди по клеткам» (по словесной инструкции педагога ребенок одной рукой переставляет фишку вправо, наверх, влево, а другой рукой тактильно находит нужную следующую клетку. Ребенок доводит фишку до клетки с перевернутым колпачком).

Тифлопедагог:   Давай посмотрим, кто находится под коробочкой.
Ребенок поднимает коробочку и видит маленького ежа.
Тифлопедагог:   Какой ежонок?(маленький, колючий). Найди у него нос, глаза

Тифлопедагог предлагает ребенку определить колючую поверхность с помощью ИС ДУСИМА «Определи на ощупь».

Тифлопедагог:   Дима, найди среди этих горок такую, которая похожа на колючего ежа.

Ребенок тактильно обследует каждую из горок, находит нужную.

Тифлопедагог:   Дима, пока ежиха искала своего ежонка, они оба проголодались. Что любят ежи? (грибы, яблоки)

Тифлопедагог обращает внимание ребенка на
ИС ДУСИМА «Пощупай и угадай».

Тифлопедагог:   В этом ящике лежат яблоки для ежей. Давай их найдем!

Ребенок тактильно находит 2 яблока:
одно- маленькое зеленок, другое- большое красное.

Тифлопедагог:   Какие яблоки ты достал?- ответ

Тифлопедагог обращает внимание ребенка на два коврика:
один- зеленый, другой- красный.

Тифлопедагог:   Посмотри на эти два коврика. Чем они отличаются?

Ребенок обследует, отвечает.

Тифлопедагог:   Дима, положи эти яблоки на коврики так, чтобы они совпадали по цвету . (ребенок кладет)
Тифлопедагог:   Вспомни, какое яблоко на вкус? Что у яблока внутри?

В дверь постучались.

Тифлопедагог:   Послушай, Дима, к нам кто-то идет.

Сюрпризный момент. Педагог вносит ежа.

Тифлопедагог:   Дима, как ты думаешь, кто это? (еж- папа)
Тифлопедагог:   Вот вся семья в сборе. Все рады. Давай споем песню про ежа, а наши пальчики будут шагать по этим кочкам.

Под музыку педагог с ребенком поют песню
и делают пальчиковую гимнастику.

Тифлопедагог:   Дима, а у папы ежа нет яблока. Давай поможем ему, слепим для него яблоко?
Лепка «Яблоко для ежа»
Ребенок берет разноцветные шарики из пластилина, кладет по одному на выпуклый силуэт яблока, размазывает пластилин пальчиками так, чтобы закрылось все пространство и получилось яблоко.


Тифлопедагог:   Теперь все ежики будут сыты. Расскажи, кого ты сегодня угощал? (ежонка, ежиху, ежа).
Благодарю вас за внимание! Интересно узнать ваше мнение!!!

Комментариев нет:

Отправить комментарий