Фото и видео материалы на сайте размещены с согласия родителей

четверг, 18 октября 2018 г.

«Создание коррекционно-развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья»



16 октября на базе ДО 5 учителя-дефектологи Панкова Ольга Владимировна и Ганжа Вера Павловна провели консультацию для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ «Создание коррекционно-развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья»




В современных условиях российское дошкольное образование уделяет большое внимание коррекционно-развивающему обучению детей с разными отклонениями здоровья. Большую часть детсадовского времени ребенок проводит в групповой комнате, где просто играет или занимается с воспитателем. Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья требует от педагогов создания в группе определенной среды. Для решения коррекционных задач учителя-дефектологи порекомендовали воспитателям и другим специалистам создать в группах центры коррекции, так как среда для детей с ОВЗ не может быть случайной и ассоциированной с общеобразовательным учреждением. Центр коррекции – специально-придуманная и мотивированная самостоятельная деятельность детей. С его помощью педагоги (воспитатели, специалисты) создают условия для коррекции отклонений в развитии детей. В рамках консультации педагоги, имеющие опыт работы с детьми с ОВЗ, и педагоги-новички в этом деле вспомнили о содержимом коррекционного уголка, о его пополнении.


Консультация «Создание коррекционно-развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Для того, чтобы приблизить ребенка с отклонениями в развитии к жизни, нужно выстроить такую коррекционно-развивающую среду, которая бы служила ему «переходным мостиком», вспомогательным средством приобретения необходимых социально-адаптивных знаний, навыков и умений.
Иначе говоря, оборудование и оснащение коррекционно-развивающей среды в группах с детьми с ОВЗ не может быть случайным и ассоциированным со средой общеобразовательного дошкольного учреждения, так как содержательная сторона коррекционно-развивающей среды насыщена специфическими средствами и способами введения ребенка в социум.
Предметная среда, наполненная специальными объектами, средствами, коррекционно-компенсирующими играми и игрушками, дидактическими пособиями и материалами направляет внимание ребенка на новые действия и ситуации, обогащает его информацией и стимулирует к правильному решению проблемы, тем самым удовлетворяет его потребность в общении, самоопределении и самореализации.
Очень важной составляющей коррекционно-развивающей среды является центр коррекции, который представляет собой специально оборудованное пространство для игр и занятий детей индивидуально и небольшими подгруппами. Подбор игрового и дидактического материала для центра коррекции необходимо осуществлять на основе рекомендаций всех специалистов работающих с детьми и таким образом наше взаимодействие будет не формальным, а плодотворным.
В центре коррекции обязательным предметом являются подставки для действий с дидактическим материалом, офтальмоприборы: «Сигма», «Светлячок», «Ориентир», оптические средства.
Самым объемным содержанием центра коррекции являются дидактические игрушки и игры
Основные виды дидактических игр и упражнений для развития детей с ОВЗ можно разделить на группы в зависимости от дидактических задач:
· Игры, формирующие умения различать форму, цвет и пространственное положение объектов. Например, предметное лото, игра «Чудесный мешочек», игры с сортировкой объектов по форме, цвету; составление цветных ковриков, «Составь узор по образцу», «Найди каждому свой цвет», «Составь цветовую гамму по насыщенности цвета»
· Игры на дифференцировку величины предметов: «Что больше, что меньше», «Составь пирамидку», «Сравни, что выше, больше, толще, меньше», «Разложи предметы по убывающей длине, ширине».
· Игры, тренирующие детей в различении движущихся объектов: прокатывание шаров в ворота, скатывание с горки.
· Настольно-печатные игры, развивающие у детей умения анализировать изображения, сличать его с реальным объектом, силуэтным и контурным изображением.
· Игры, развивающие детский глазомер и стереоскопическое видение. Такие игры обеспечивают детям возможность видеть объем, удаленность и протяженность, а также местоположение и глубину пространства. «Хоккей», «Футбол», «Бильярд», «Лабиринты», «Поймай рыбку», «Загони шар в лунку»
· Конструктивно-дидактические игры могут успешно применяться для развития зрительного анализа и синтеза. Этому способствуют игры: «Расставь фигуры на свои места», «Подбери фигуры, соответствующие формам», «Построй лесенку», «Продолжи ряд».
· Игры и игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук. «Разрезные картинки», «Трафареты», «Шнуровки», «Бусы разного размера, цвета и формы», «Обводки», «Штриховки», «Книги-раскраски».
· Игры на развитие пространственной ориентировки.
Все эти игры или подобные этим играм необходимо иметь для зоны коррекции. Игры выставляются не все зразу. Игровой и дидактический материал заменяется или пополняется в центре коррекции еженедельно, в зависимости от темы, которую изучают сейчас дети.
Так как в период окклюзионного лечения ребенок «работает» только амблиопичным глазом, которому свойственно более быстрое утомление по сравнению со здоровым, то и утомление у этих детей наступает раньше, чем у нормально видящих сверстников. В связи с этим они хуже усваивают материал на занятиях. Восприятие его становится не полным, интерес ребенка к занятиям падает, поэтому через каждые 7-10 минут необходимо организовывать отдых для глаз. Для этого требуется 2-3 минутный перерыв, который должен быть заполнен рационально. Для снятия зрительного напряжения необходимо обновить метки на стекле. По Аветисову она должна быть черной с диаметром 3 мм. Это для взрослых. Для детей данное упражнение можно видоизменять, наклеивая на стекло предметные картинки. Например: «Посмотри на стекло села бабочка». Придание эмоциональной окраски упражнению снимает напряжение, повышает интерес к выполнению действий.
Желательно в коррекционном уголке иметь ориентиры для проведения гимнастики для глаз. Их использование помогает упражнять ребят в сосредоточении взора на неподвижном и движущемся предмете. Кроме того дети с монокулярным зрением более осознанно выполняют глазодвигательные действия за конкретным предметом.
Зрительные ориентиры еще можно выполнить на стене, полу, потолке. С помощью их проводятся упражнения по профилактике переутомления глаз. Дети практически овладевают приемами и упражнениями для укрепления глазных мышц и развития остроты зрения. Этому способствует использование разного рода траекторий, по которым дети прослеживают глазами.
Необходимо обратить внимание на условия хранения очков. В некоторых группах они не соблюдаются. Если в группе отсутствует настенный очечник, необходимо на время сна убирать очки в индивидуальный очечник, в котором должна быть специальная салфетка для протирания очков.
Очень важной составляющей среды являются световые и цветовые ориентиры. Для рационального использования зрения и увеличения зрительной концентрации необходимо использовать яркие метки. Цветная метка играет важную сигнальную роль в предупреждении травматизма. Цвет фиксируется визуально и долгое время остается в сознании. Он обладает большой эмоциональной выразительностью. Слабовидящим детям необходимо в группах определенным цветом обозначить цветными метками стульчик, кровать, раздевальный шкаф, ячейку для полотенца. Красным или желтым цветом обозначить торцы дверей, выступающие углы, расположение дверной ручки.
Обновить цветовые ориентиры: входные двери, углы в коридоре, пороги. Обратить внимание на лестничные перила. Край перила оголен, выступает острая железка. Необходимо обозначить опасные места красным или желтым цветом.
Физкультурное оборудование (мячи, гимнастические палки, обручи) необходимо обозначить специальными метками в виде ярко окрашенной токи диаметром от 5 до 30мм. Применяются пособия с метками для сосредоточения на предмете, точного воспроизведения действия, его зрительного анализа. На канатах, веревках, скакалках необходимо применять специальные обозначения в виде полоски, бантика. Такие обозначения помогают детям координировать действия руки и глаза, согласовывать движения руки и ноги.
Детей, которые имеют ограничения по физическим нагрузкам, выделять цветной ленточкой. Воспитателю по физической культуре будет легче их заметить. В некоторых группах с осторожностью давать бег врассыпную. Например, группа 10. В группе 17 человек носят очки. Специалистам необходимо дать рекомендации по своим группам музыкальному руководителю и воспитателю по физической культуре.
В музыкальном зале желательно использовать ориентиры для детей младшего и среднего дошкольного возраста. Для детей старшего дошкольного возраста ориентиры использовать не постоянно и желательно только для слабовидящих детей. Дети старшего дошкольного возраста, кроме слабовидящих, могут зрительно оценивать расстояние, интервал, если их в этом упражнять. Ориентир не способствует развитию зрительного анализа пространства.
Расположение мебели.
Солнцезащитные экраны.
Развивающая среда не может быть построена окончательно. При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех участников образовательного процесса.

















Комментариев нет:

Отправить комментарий